Краткая история натуризма

"...Чем больше нам удастся побыть на солнце и в воде, тем лучше! Ах, Фрид, как это чудесно, когда имеешь возможность сбросить с себя всё и подставить себя солнечным лучам! И подумай, я рассказала о солнечных ваннах своей подруге, и она нашла это очень непристойным. В самом деле, подобная порода людей ещё существует".

(Э.М. Ремарк "Мансарда снов")


 

"Натуризм" (от английского слова "Nature" - природа) - течение в мировой общественной культуре, существовавшее в той или иной форме на протяжении всей истории человечества, но получившее своё научное и организационное оформление только в конце 19 - начале 20 веков. На XIV Международном Конгрессе INF, прошедшем на самом крупном в мире натуристском курорте "Cap d'Agde" (Франция), делегатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следующее определение натуризма:


"Натуризм - это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды".


Натуристы (нудисты) ... с этими словами в сознании обывателей обычно связано нечто неприличное или даже запретное. В самом деле, ради чего это "они" раздеваются?

В разные времена и в разных странах было различное отношение к наготе. Как правило, в странах с кочевым образом жизни и ведением натурального хозяйства нагота ассоциировалась с полной незащищенностью человека перед силами природы, там надо было всё носить с собой. А если добавить сюда ещё и невысокий уровень культуры кочевников, не позволявший им принародно раздеваться, то вполне становятся объяснимыми некоторые "премудрости" этих народов, откровенно уводившие их от истины, например: "...всякий сможет вести себя прилично, когда одет" и т.п.???

В античные времена нагота естественно сочеталась с культурой духовного и физического развития общества. В этот период зародилось движение "гимнософов" (мудрецов, живущих голыми). Спартанские юноши и девушки считали за честь участвовать во всевозможных празднествах и спортивных состязаниях голыми перед всем народом, и никто при этом не испытывал искушения. "Чистые смотрели на чистых". О нравственной чистоте древних греков свидетельствуют также сохранившиеся на острове Крит фрески, на которых изображены знатные дамы и простолюдинки с обнажённой грудью. Только в высоко цивилизованном обществе люди могут позволить себе не бояться обнажаться принародно.

Во II-IV веках н.э. существовало множество религиозных сект и течений, которые неоднозначно воспринимали и трактовали богоданность наготы. Подавляющее большинство из них резко осуждали и жестоко преследовали человеческую наготу во всех её видах и проявлениях. Однако в религии имели место и прямо противоположные направления, одним из которых был адамитизм. В память об ещё безгрешных Адаме и Еве представители общины адамитов собирались на свои встречи и богослужения в обнажённом виде. Кстати, церковь адамитов существует в России и сегодня. Ее прихожане собираются и снимают свои одежды "в подражание райской чистоте и для доказательства воздержания от чувственности". По глубокому убеждению Льва Мошинского, основателя церкви адамитов в России, в натуризме есть все, чему учит Библия: любовь, милосердие, воздержание, великое единство с сотворенным миром, а через это и с Творцом всего сущего!

Во времена язычества на Руси нашим предкам доводилось обнажаться не только в совместных банях или купальнях, но и в различных культовых ситуациях, связанных, прежде всего, с традиционными народными обрядами и обычаями: это и ритуальная вспашка первой борозды обнажённой женщиной, и, конечно же, праздник "Ярилы" (ныне праздник "Ивана Купалы"). Кстати, этот праздник имел большое практическое значение, т.к. совместные гуляния, пляски и купания юношей и девушек в обнажённом виде, естественно приводили и к любовным играм. Дети, зачатые в Ночь на Ивана Купала, развивались в утробах молодых, здоровых матерей в самое благодатное время года, полное солнечного света и витаминов. Рождённые в начале весны, они продолжали развиваться под солнцем, а к началу их самостоятельного питания подходило время нового урожая.

Во времена мрачного средневековья с традиционными охотами на ведьм простые люди не могли себе отказать, пожалуй, в единственном в то время доступном для народа удовольствии - "понудить" в совместных банях или на природе. И только при Людовике XIV (во Франции) и при Петре I (в России) совместное мытье в банях простолюдинам было запрещено. Однако к этому времени уже начали появляться первые общие купальни для знати.

В качестве организованного и философски-оформленного течения, натуризм начал формироваться в конце XIX века в Германии. Авторами первых трудов по теории натуризма были немцы: Генрих Пудор ("Культ наготы") и Рихард Унгевиттер ("Нагота"). Идеи авторов о близости к природе, здоровом образе жизни, вегетарианстве, занятиях физкультурой, спортом, специальными видами гимнастики и т.п. оказались настолько простыми, естественными и доступными каждому человеку, что число сторонников данного образа жизни стало постоянно увеличиваться, независимо от географических, климатических, экологических и иных факторов, непосредственно влияющих на жизнь и здоровье человека.

Однако было бы ошибкой рассматривать натуризм из-за простоты его идей как возвращение человека к состоянию своей первобытности. Напротив, данное культурно-массовое течение в обществе явилось по существу объективным и закономерным итогом развития человеческой цивилизации, нового понимания свободы и здорового образа жизни. Недаром среди последовательных и убежденных сторонников натуризма так много интеллигенции, в том числе: А.Эйнштейн, М.Ганди, А.Камю, Г.Гессе, Б.Шоу, Ф.Кафка, Ж-Л.Барро, М.Рено, Р.Леонкавалло и другие.

В настоящее время натуризм является одним из наиболее массовых культурно - оздоровительных движений в мире. Численность организованных натуристов, объединенных под флагом ЮНЕСКО и являющихся зарегистрированными членами официальных натуристских организаций, составляет сегодня несколько сотен тысяч человек; неорганизованных (не состоящих в натуристских клубах и объединениях, но поддерживающих с ними контакты) - несколько миллионов человек; а людей, которые в естественных условиях раздеваются (индивидуально или группами) для удовлетворения своих личных оздоровительных, культурных или иных потребностей - насчитывается свыше сотни миллионов человек.

В 1993 году, во Франции, федерации натуристов более 30 ведущих государств мира (Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Канады, Португалии, США и других), входящих в состав Международной Федерации Натуристов (INF) при ЮНЕСКО, отметили две знаменательные даты: 100-летие организованного натуризма и 40-летие образования INF.

Тенденции в развитии отечественного натуризма мало чем отличались от аналогичных процессов, происходивших в других странах. В числе российских натуристов были виднейшие личности и государственные деятели той эпохи: Л.Толстой, царь Николай II и его семья, В.Ульянов-Ленин, Н.Крупская, А.Дункан, М.Волошин и другие. В начале XX века в России были сделаны первые попытки легализации эстетической наготы. Так, в 1907 году, известная танцовщица Айседора Дункан впервые выступила на сцене театра полностью обнажённой. А в 1910 году известный русский поэт Максимилиан Волошин выпустил свою книгу "Блики, Нагота", в которой пропагандировал идеи натуризма. Первоначально эти идеи были поддержаны только творческой интеллигенцией и деятелями культуры, которых М.Волошин приглашал к себе в гости в посёлок Коктебель (Крым). Постепенно на месте, где загорали и купались обнажёнными сначала друзья и соратники М.Волошина, а затем и все остальные, организовался первый в России стихийный нудистский пляж, который, несмотря ни на какие трудности и препятствия, дожил до наших дней.

Наступивший в 30-е годы продолжительный период тоталитаризма и культурно-нравственного застоя приостановил естественное и гармоничное развитие натуризма до середины 80-х годов.

Новый этап в развитии отечественного натуризма наступил после 1985 года вместе с началом реформ и демократических перемен в России. Здоровый образ жизни в гармонии с природой становится для сотен и тысяч российских граждан непременным условием их физического и духовного возрождения. Однако, реализовать соответствующие цели и задачи в России возможно только на основе создания на местах, с последующей регистрацией в органах юстиции, клубов и организаций натуристов. Главным событием уходящего столетия, завершившим переходный (с 1985 по 1995 гг.) период возрождения и становления натуризма в России, безусловно, явилась регистрация в апреле 1995 года Министерством юстиции Российской Федерации - Ассоциации натуристов "Телорд" (Тело, Разум, Душа). В лице своей первой официальной межрегиональной общественной организации натуристов государство, тем самым, легализовало на территории России натуризм, как общественно-значимое движение, наделив при этом АН "Телорд" правом осуществлять свою деятельность и открывать отделения (филиалы, представительства) на территории всей страны, а также представлять интересы российских натуристов за рубежом.

Каковы перспективы развития натуризма в третьем тысячелетии? Это, прежде всего, неуклонный рост числа его сторонников не по убеждению, а по принципу: "Отдыхать и находиться без одежды там, где это возможно, гораздо естественнее и удобнее, чем в одежде!" Кроме того, на численность натуристов будет также активно влиять внутренняя предрасположенность воспитанных без пуританских комплексов людей сделать свободный выбор между "текстильным" (в купальниках и плавках) и нудистским (без одежды) отдыхом. У "текстильщиков", по понятным причинам, возможность такого выбора отсутствует. Поэтому натуризм в третьем тысячелетии будет становиться всё более естественной, а не надуманной потребностью человека в обнажённом отдыхе. Всякая абстрактная философия будет все больше уступать место конкретным формам культуры, комфорта и "трезвой" оценки людьми стоимости своего пребывания в костюмах Адама и Евы. Чем больше и чаще в своей жизни и в соответствующей обстановке люди будут раздеваться, тем меньше и реже им придется что-то скрывать друг от друга, тем сильнее и последовательнее будут укрепляться позитивные изменения в сознании общества и органов власти.


Авторы статьи:
Сергей Митюшин
Алексей Мамаев